Основная информация
Если Парфенон - воплощение классического идеала, то соседний Эрехтейон - воплощение сомнения в этом идеале, своего рода высокий античный декаданс, предвкушение эллинизма. Может быть, источник этого сомнения следует искать в эпохе, когда построен этот храм (421 -406 годы до н.э.), - в разгар войны между Афинами и Спартой, которую Афины, в конце концов, проиграли.
Эрехтейон асимметричен и включает в себя новые для классической античности элементы вроде выступающих портиков, кариатид, пилястров, кессонных потолков, стен, прорезанных окнами в богатых мраморных наличниках.
Собственно, это три храма под одной крышей. С южной стороны, обращенной к Парфенону, из стены выдается портик, где карниз вместо колонн поддерживают фигуры шести кариатид.
Это могила и святилище двух мифических афинских царей, Эрехтея и Кекропа. Среди кариатид работы мастерской Фидия нет ни одной одинаковой.
Сейчас ради спасения от смога они заменены копиями; оригиналы рядом - в Музее Акрополя.
С востока портик с шестью ионийскими колоннами отмечает святилище Афины Полиады (Градохранительницы), с севера выступающий портик с шестью ионийскими колоннами, пышным кессонным потолком и резным дверным проемом - святилище Посейдона.
В мраморном полу портика проделано отверстие, чтобы видеть отметину в скале от удара Посейдонова трезубца, из которой забил соленый источник.
Таким образом старший брат Зевса пытался доказать свое право на обладание Аттикой. Афина выиграла спор, предложив афинянам вместо ручья бесполезной воды оливковое дерево.
Священная олива Афины растет за углом, с западной стороны храма. Ее нынешний экземпляр посажен, правда, не богиней, а первым новогреческим королем Отгоном. Огромные каменные глыбы рядом с деревом, на которые словно опирается Эрехтейон, - основание главного храма Акрополя до разрушения его персами, Гекатомпедона.
По одной версии название храма происходит от именования места поклонения, посвященного греческому герою Эрехтонию.
По другой - храм был воздвигнут в честь легендарного царя Эрехтея.
До наших дней сохранилась только великолепная орнаментальная декорация храма.
В начале XIX века лорд Элгин перевез несколько секций храма в Лондон. Впоследствии, в начале XX века, храм был частично восстановлен.